Haute couture… Вот уже много поколений испытывает на себе удивительную, чарующую власть этой фразы. Непредсказуемая, артистичная, постоянно обновляющаяся, высокая мода так же многогранна и восхитительна, как и сам Париж – город, в котором она появилась уже более полутора веков тому назад. И, наверное, счастлив тот, кому удалось побывать в «сердце высокой моды», и ощутить его волнующий пульс.
Основателем высокой моды был не француз, как можно было бы подумать, а англичанин – Чарльз Фредерик Ворт. История haute couture неразрывно связана с жизнью этого небогатого, плохо образованного человека, который, сбежав из чопорного, тогда викторианского Лондона, начал работать в Париже приказчиком в магазине тканей и благодаря природному художественному чутью и мастерству, авантюрной и практической жилке и счастливому случаю, основал империю высокой моды, пережившую несколько исторических эпох.
В 1855 году Ворт открыл на Rue de la Paix скромное ателье, мгновенно превратившееся в ателье Ворта – центр мировой моды. Произошло это очень просто: однажды утром к Ворту приехала очень некрасивая, похожая на обезьянку женщина, княгиня Паулина Меттерних, жена посла Австро-Венгрии:
— Сегодня вечером императрица Евгения дает бал. Вы можете сшить мне к этому балу новое платье?
Это была его первая клиентка из высшего света, которую необходимо было за один день сделать красавицей. Ворт понял, что в этот миг решается его судьба.
В шесть часов вечера, преобразившаяся и похорошевшая в новом платье из сиреневого и черного тюля, украшенном букетиком фиалок, княгиня входила во дворец Тюильри. Торжеству княгини не было предела, когда она услышала обращенный к ней вопрос императрицы:
— Откуда это прелестное платье?
— Мне его сшили за один день в ателье на Rue de la Paix, — ответила она.
Вскоре Ворт был представлен императрице, и эта встреча положила начало восхождению Дома Ворта и расцвету высокой моды. Заказы императорского двора дали благотворный импульс талантам модельера и предпринимателя: Ворт стал законодателем мод и очень обеспеченным человеком, а придворная мода обрела лестный эпитет haute couture.
Основные принципы деятельности Дома Ворта сохранились до наших дней. У него работало шестьдесят портных, и ни одно платье не повторялось. Впервые Ворт разделил женское платье на юбку и блузу. Он ввел традицию показа коллекций два раза в год. Коллекции демонстрировали манекенщицы, что тоже было тогда ново и необычно.
Манекенщицы не только демонстрировали платья, но и рассказывали о них, таким образом, это была «ходячая и говорящая реклама», или то, что сегодня принято называть «лицом фирмы».
В 1883 – м году, когда Дом Ворта сиял, словно бриллиант, всеми гранями, во французском городе Сомюр родилась Габриэль Бонёр Шанель, в настоящее время более известная под именем Коко, хрупкая женщина с железным характером и изысканным вкусом, настоящая легенда мировой моды. Она начала свою деятельность в мире haute couture в 1909 г., открыв шляпный салон в Париже, но настоящий успех пришел к ней только после Первой мировой войны.
Именно Шанель ввела в моду загар и короткую стрижку, вечерние платья из хлопка и золотого ламэ, знаменитые духи «Шанель № 5» — первые французские духи с «абстрактным ароматом», идею «модной бижутерии». Пожалуй, самое гениальное изобретение Шанель, до сих пор не потерявшее актуальности, и любимое элегантными женщинами всего мира и любого возраста — «маленькое черное платье». Открытие Шанель такой многофункциональной вещи «вне моды» можно считать поистине революционным, ведь это было первое предложение концепции минимализма в моделировании одежды. Как и «маленькое черное платье», «костюм Шанель» — еще одно великое открытие: строгий, с металлическими пуговицами, универсальная модель для всех случаев жизни, он был альтернативой сиюминутной переменчивости моды.
Наследие Шанель неоспоримо, и до сих пор популярна и узнаваема концепция «стиля Шанель», создающегося за счет деталей кантов, металлических пуговиц, цепочек и жемчужных ожерелий, цветка камелии. В настоящее время коллекции Дома высокой моды «Шанель» разрабатывает кутюрье Карл Лагерфельд.
Бесконечная и неразрывная цепь времени и судеб иногда причудливо сцепляется несколькими звеньями: в 1955 году Коко Шанель противопоставляет свои костюмы стилю «new look», изобретенному Кристианом Диором, еще одним модельером, давно обретшим бессмертие.
Кристиан Диор, знаменитый французский кутюрье, родился в 1905 году в Нормандии. В юности он пытался открыть в Париже художественную галерею, но, быстро разорившись, был вынужден зарабатывать на жизнь, рисуя эскизы шляп.
Жизненный путь Кристиана Диора был сложным и извилистым: он пробует работать в различный модных домах, в то время уже широко распространенных и жестоко конкурирующих между собой, служит в армии во время Второй Мировой войны, и только в 1946 году на средства текстильного магната М. Буссака открывает Дом высокой моды под собственным именем. Зато сенсационным становится показ первой коллекции в стиле «new look» в 1947 году, возвращающий послевоенной моде загадочность и элегантность, дарящий женщине нежность цветка. Коллекции Дома «Кристиан Диор» в ХХI веке – это экстравагантность на грани эксцентрики, футуристичность и романтика, неординарность и роскошь. Линию «Кристиан Диор» в настоящее время разрабатывает Джон Гальяно – английский модельер с фантастически богатым творческим воображением и оригинальным видением современной моды.
Совсем иной вариант «new look» изобрел другой великий французский модельер Юбер де Живанши, который был на 22 года моложе Кристиана Диора. Концепции моделирования Юбера де Живанши неотделимы от кинематографа – нового, перспективного, активно развивающегося вида искусства. Создание кинообразов было «коньком» Живанши, его призванием, одной из самых драгоценных составляющих его мастерства. Лицом Дома высокой моды Givenchy стала утонченная американская киноактриса Одри Хепберн – изящная брюнетка с огромными выразительными глазами и короткой стрижкой. Наиболее значимым для карьеры Юбера де Живанши стал фильм «Сабрина» (1954 г.) с ее участием, благодаря которому в моду вошли белые блузы и узкие брюки. Второй женщиной, воплощавший стиль Givenchy, была ослепительная и аристократичная Жаклин Кеннеди.
В настоящее время принципы моделирования Дома высокой моды Givenchy так же неотделимы от зрелищных видов искусства – кинематографа, балета, театра. Коллекция Givenchy, представленная на Парижской Неделе Высокой Моды 2008, создает трогательные образы хрупких и ранимых, но, вместе с тем, смелых и грациозных красавиц.
Не менее изобретателен и знаменит еще один кутюрье, когда-то начинавший свою карьеру с Дома высокой моды «Кристиан Диор», Пьер Карден. Одно из удивительных открытий и предпочтений Кардена — абстрактный, геометризованный авангардный дизайн, в частности, платье bubble dress, которое вошло в историю моды. Кардену свойственно прогрессивное мышление и устремленность в будущее: в 1960-е гг. П.Карден создает «космический стиль», первым привлекает моделей из Японии (в частности, приглашает модель Хироко из «страны восходящего солнца»), использует кожу и микрофибр в моделировании одежды, изобретает мужские комбинезоны-«скафандры» из кожи и винила. Фирма «Пьер Карден» сегодня – это гигантская «модная империя» с множеством лицензионных линий, включающая в себя, помимо ателье, бутиков, гостиниц, сети ресторанов Maxim’s, центр «Международный творческий замысел Пьера Кардена».
Haute couture современности многолика, неподвластна никаким временным и пространственным границам, и лучшим тому доказательством служит покорившая весенний Париж в 2008 году коллекция русского дизайнера Игоря Чапурина «Анна Каренина». Графичные силуэты и женственные детали, орнамент, напоминающий оренбургский платок, чувственные переливающиеся платья с атласным сиянием, пальто из меха енота, серебристой лисы и норки, и вместе с тем, контрастирующая с этой аристократичной концепцией тема «милитари»: высокие сапоги, «офицерские» жакеты, броши, стилизованные под ордена царской России – создают завораживающий, острый, «на грани нервного срыва» образ сильной, страдающей, сексуальной героини. Танцующая, как у манекенщицы на подиуме, поступь haute couture слышна во всех уголках планеты, но отчетливее всего она звучит в городе, объединяющем искусство и практичность, аристократизм и минималистичную простоту, в блестящем, ветреном и незабываемом Париже.
Многие fashion – аналитики утверждают, что с исчезновением монархий и демократизацией общества высокая мода постепенно уступает свои позиции prêt-a-porter. На это можно возразить, что высокая мода, как истинное искусство, бессмертна.