Иногда можно услышать вопросы, которые при всём своём дилетантстве тем не менее имеют определенный смысл: » Как стать композитором, как научиться писать популярную музыку?». Конечно, такие вопросы могут задавать только люди, имеющие к музыке весьма отделённое отношение и тем не менее, всё же можно ли найти какие-то общие рекомендации для тех, кто желает приобщиться к великому таинству рождения музыки? Я думаю, в данной статье читатели найдут ответы если не на все интересующие вопросы, то, по крайней мере, получат общие рекомендации, которые, надеюсь, станут им полезны в практической деятельности. Дополнительную информацию можно получить на сайте: dmitrijkli.rambler.ru
Возьмём конкретный пример- замечательную музыку Геннадия Гладкова, который популярен уже на протяжении двух десятилетий. Музыку его не просто знают, но и напевают для себя люди самого разного возраста и профессий — а это уже тот особый «знак качества». который выставляет лишь сама жизнь.
На закате столетия, когда, кажется. вся возможная музыка уже создана, нам, несущим тяжкий груз судеб предков и своих собственных, чтобы выжить и сохранить в себе всё человеческое, не обойтись без возврата к шуберианству, к чистой родниковой воде простых человеческих чувств. И Гладков «заговорил» с нами языком современной городской речи, языком доброжелательного общительного человека. который не потерялся, не растворился в многомиллионной толпе, не утратил то, что именуется «душой». Он нашёл и подарил слушателю те незамутнённые истоки, которые возникают в детстве и отрочестве и остаются с человеком на всю жизнь.
Эстетическое кредо Гладкова- красота, лаконизм и сдержанность. в его музыке отсутствую крайности, какой бы то ни было надрыв, она одинаково чурается как зауми, так и безвкусицы или примитивизма. Гладков- прежде всего лирик, поэтому мелодии бесспорно главенствуют в его музыке. Он великолепный мелодист- а это дар из самых редких.
Гладков- великолепный знаток музыкальных жанров и стилей. которыми он играет с виртуозностью фокусника. Жанровые трансформации и жанровые модуляции- его излюбленные композиционные приёмы. а принцип «обобщения через жанр»- ведущий принцип музыкально- драматического мышления композитора. Поэтому мы находим у него многочисленные, но при этом разнообразные по характеру вальсы и фокстроты. марши и танго, галопы. польки и канканы. шимми. мазурки, регтаймы, полонезы…- всю пёструю вереницу известных и популярных в разные времена жанров. То же самое в отношении вокальных жанров: романсы, песни. куплеты, серенады, припевки, частушки, венчальные, дразнилки, речитативные сцены. песнопения, баллады, гимны- всё это неполный перечень жанрового богатства, подвластного композитору, где не существует непреодолимой пропасти между жанрами концертными и уличными. деревенскими и городскими, высокими и низкими.
любой исторически сложившийся жанр имеет как ярко выраженные приметы метра и ритма, так и типизированные мелодичные обороты. характерные гармонические ходы, вполне определённую фактуру. и здесь композитор, не изменяя принципу «быть понятым сразу» часто идёт на самые. казалось бы, неожиданные соединения элементов разных жанров. Это касается всех компонентов музыкальной ткани. Например, он охотно синтезирует интонации бытового жанра с «высоким» жанром или, напротив, использует интонационный фонд высоких жанров в контексте жанра бытового. Юмор в таких соединениях становится неотразимым, лирика, оставаясь простой и сердечной. приобретает возвышенные черты.
Для композиторов 20 века вопрос авторского стиля и его конкретного воплощения- музыкального языка- один из самых острых: из-за переизбытка музыкальной информации, пребывания словно в слуховом плену всей уже созданной музыки найти свою собственную речь очень нелегко. Здесь существуют, на мой взгляд, три основных пути: Первый- путь следования традициям, сложившимся в национальном музыкальном языке.
Второй- создание своего собственного музыкального языка с наибольшим удалением от уже существующих. Наконец- третий- создание, так сказать, «мета-языка» с использованием приёмов и средств всех известных «музык2 в качестве знаков, символов. слагаемых композиторского музыкального лексикона. естественно, эти пути в реальной композиторской практике нередко пересекаются. И всё же, говоря о тенденции, Гладкова бесспорно можно причислить к художникам последнего, третьего русла. На этом пути избежать эклектики может только яркая индивидуальность. что по праву можно сказать о Гладкове.
Характеристическая природа таланта композитора призвала на помощь средство, позволяющее его музыке практически беспрепятственно контактировать со слушателем. Это- стилизация. Она выполняет самые разные функции: от гротеска, от остроумной и лукавой пародии до сокровенной авторской лирики, спрятанной под маску как бы косвенной лирики изображаемых персонажей. Последняя деталь очень важна: необыкновенный лирический дар композитора персонифицируется в облике сказочных героев, героев разных стран и эпох. Многие его стилизации с этой кокетливой автопортретностью одновременно несут и печать авторской отстранённой улыбки. Достаточно вспомнить сцену короля и придворных из сказки» По следам бременских музыкантов или очаровательный дуэт» Ах, сударыня» из телефильма «обыкновенное чудо». с другой стороны, именно посредством как бы стилизации можно позволить себе в наш рациональный век выражать сааме разные эмоции без боязни показаться сентиментальным, наивным, смешным.
Демократизм его музыки- одно из самых замечательных её качеств. Он не наигранный, не деланный. Он базируется на ассимилированных слухом музыкально- выразительных средствах, которые ещё далеко не исчерпали себя.
Например, тональность. в искусных руках тональность продолжает светиться множеством красок, подчиняясь, тем не менее. логике семиступенной ладовой системы со строгой иерархией функций. Или гармония. Все роскошные гармонические новации композитора построены на прочной классической базе. Можно взять любое сочинение Гладкова. снять мелодический узор и ритмический каркас- оставить гармонический остов: получится превосходный хорал.
Удивительно умение композитора передать музыкой эмоциональную полутональность психологического состояния. Любое чувство, выраженное композитором, это не просто зафиксированное музыкальное состояние- аффект, а словно кристалл, поворачивающийся к слушателю разными гранями: то радости, то сомнения, то надежды, то стремления…Его музыку можно сравнить с живым организмом: дышащим, развивающимся. ежесекундно меняющимся.
Как писал выдающийся музыковед и композитор Борис Асафьев. «быть в музыке современным и одновременно хорошо расслышанным. доступным — не в вульгарном смысле слова- удел немногих музыкантов: то крайне редкие таланты…» слова эти полностью можно отнести и к Гладкову, ибо его сочинения высокопрофессиональны и при этом доступны, открыты, обращены не к горстке и не к толпе, но к каждому из нас.
Он творит музыку легко и естественно— как дышит. Ей же уютно живётся на пластинках и экранах. на свежем воздухе и в вагоне электрички, в детском саду и в «серьёзном « учреждении, на театральных подмостках и в концертном зале.