Электрогитара, или как ее еще называют “рок гитара”, не была изобретена в один день. Рок-гитара прошла долгий путь эволюции от акустической гитары к тому инструменту, который мы видим сегодня. Хотя справедливо будет заметить, что путь этот еще не закончился, и электрогитара все еще продолжает меняться в отличие от своей акустической сестры, которая остается неизменной уже много веков.
А появилась электрогитара совершенно случайно, в результате экспериментов с акустической в 30-е и 40-е годы. Изобретателями и революционерами стали джаз-гитаристы, которые пытались найти способ “прорваться” сквозь рев труб и грохот барабанов. Мягкое и камерное звучание инструмента не было пригодным для большой сцены.
Некоторые стали играть на банджо, которое обладало более резким и острым звучанием и больше подходило для игры стоя. Однако звучание банджо проигрывало по глубине и насыщенности звучанию гитары, обусловленному наличием у последней большого корпуса. Тогда джаз-гитаристы решили что-то придумать , чтобы увеличить ее громкость.
Все началось с перехода на более громкие стальные струны, которые стали использоваться вместо нейлоновых, но и этого было недостаточно. Тогда перед гитаристом стали ставить микрофон, как перед вокалистом. Но микрофон усиливал не только звучание гитары, но и все окружающие звуки. Да и кто будет заниматься оснащением микрофоном какого-то затерявшегося в ритм группе гитариста, когда все внимание слушателей сосредоточено на стоящем посреди сцены в лучах софитов вокалисте?
И вот кто-то (истории неизвестно кто именно) додумался поместить электромагнит, который также является частью микрофона, прямо под струнами, а с него передавать сигнал в усилитель. Поскольку струны были металлическими, и не просто металлическими, а выполнены из магнитных металлов, звук с колеблющихся струн стал поступать в виде электрического сигнала со звукоснимателя по подключенному к нему кабелю в портативный усилитель, а затем в колонку. Но звукосниматель изменил не только громкость, но и тон звучания.
Новое звучание
- было более ровным и менее “деревянным”
- более электронным, с характерными чистыми тонами, напоминающими звучание органа
- имело гораздо менее выраженный жизненный цикл (или “конверт”) – нарастание, фронт, затухание. Все эти три стадии у электрогитары практически неразделимы.
На протяжении 30-х и 40-х годов неутомимые экспериментаторы занимались электрификацией своих гитар и даже представить себе не могли, что будет вытворять Джими Хендрикс со своей гитарой спустя несколько десятилетий спустя на фестивале в Вудстоке. Эти пионеры электрической музыки прилагали все усилия для того, чтобы добиться звучания в максимальной степени близкого к звучанию акустической гитары.
Но к счастью они потерпели поражение, которое, несомненно, стало приобретением для музыки. Все попытки получить звук который в максимальной степени соответствовал бы усиленному звучанию акустической гитары были обречены на провал из-за того что они приводили к возникновению дополнительного “искажения” звука.
Искажение (distortion) – это несоответствие звука на выходе исходному, подающемуся на вход, которое возникает в результате увеличения громкости звука. По мере “разгона” в усилителе электрического сигнала звук становится более размытым (fuzzy), что проявляется в глушении высоких частот, а тон обычно “плывет” (warm up) – становиться менее ярким. Все эти искажения приводят к увеличению “задержки” (sustain) ,что означает, что тон способен звучать на одном уровне бесконечно долго, даже на минимальной громкости. Хотя гитара изначально была аккомпанирующим инструментом, приобретя новое обрывистое звучание с быстрым затуханием (decay) и резким тоном она стала подходить для исполнения мелодий.
Все эти эффекты, которые изначально считались “нежелательными” впоследствии стали использовать в музыке, и даже усиливать и подчеркивать их. Мир электрогитары очень богат и разнообразен, его невозможно описать его в одной статье. В других своих статьях я постараюсь раскрыть такие важные элементы гитарного мира как усилители и эффекты, а также подробнее расскажу о гитарах.