Восток и запад haute couture

                                            Восток и Запад haute couture

      Мода — это зеркало истории.

Александр Васильев            

         

          Следование манящим и загадочным обещаниям моды – по сути, бесконечный бег за миражами, прекрасными и чарующими, но все же нереальными.  В азартной погоне за призрачным обещанием идеала красоты, который возникает в изменении моды, снова и снова появляется оригинальная эстетика модных образов — как попытка создания «божественного» и осмысление «отношений» костюма с человеческим телом. 

             На протяжении всей истории европейский костюм подчеркивал формы тела человека, деформировал или скрывал их. Этим он принципиально отличался  от традиций восточного кроя, стремящегося к созданию нового силуэта, подчас превосходящего все замыслы природы. И европейские и восточные принципы моделирования нашли свое отображение в дизайне haute couture, задающего тон международной моде.

             Исторически сложилось так, что костюм, деформировавший истинную фигуру человека и придававший ему избранные черты господствовавшего идеала красоты, получил в европейской культуре наибольшее распространение. Эта особенность европейского гардероба связана с  абстрагированием человека от собственного тела, попытки создания тела «таким, каким оно должно быть»; это направление явственно прослеживается в костюмах высокой моды последней трети ХХ – начала XXI века.

Историческое цитирование, игра смыслов, комбинирование различных стилей при создании образов современного костюма является отличительной чертой в творчестве таких дизайнеров, как Ж.-П. Готье, В. Вествуд, К. Лакруа, Дж. Гальяно.

Создавая современные образы, они стремятся к совмещению различных исторических, национальных и художественных стилей в моде, опираясь при этом на представления о «прекрасном» женском теле. Их метод определяется триадой: «собирание, изменение, совмещение». Прославленные кутюрье словно «жонглируют» различными образами, комбинируя и переосмысляя их.

             Извечное противодействие «Восток – Запад» служит искусству высокой моды источником вдохновения. Можно условно отметить два способа создания модных образов: ретроспективный, то есть обращенный к историческому наследию европейского костюма как основе для творческого эксперимента и стилизации (коллекции «Черная дыра» Виктор Хорстинг и Рольф Сноерен, «Дух времени» Э. Унгаро), и этнический, основанный на совмещении народного костюма с европейской традицией кроя.

Приоткрывая эпохи

              Помимо обращения к моде прошедших столетий, ретроспективный метод предполагает комбинирование форм европейского костюма разных эпох, с целью придания историческим образам иного, современного «звучания». Интерпретация исторических типов костюма является отличительной чертой моделирования последней трети ХХ века, и присутствует практически на всех показах высокой моды, вызывая неизменное восхищение зрителей.

             Но что же собой представляет, собственно, европейский костюм, и какие детали одежды можно назвать классическими для европейского моделирования? Чтобы ответить на этот вопрос, придется ненадолго вернуться в прошлое.

           На протяжении XVIII и XIX веков, как известно, законодательницей моды была Франция. Со значительными отступлениями ей следовала Великобритания. Иной раз эти британские отступления от французских стандартов были настолько оригинальными и практичными, что их перенимала метрополия моды. Например, в 1780-х годах в Париже, увлеченном рединготами и сюртуками (frock coats), была распространена англомания.

             Мода Великобритании совмещала элегантный крой, комфорт и практичность. Именно там появился двубортный фрак, который затем превратился в пиджак, дамский жакет и длинные брюки. После сражения с наполеоновскими войсками под Ватерлоо в женском гардеробе появилось полумилитаризованное платье со стилизованными эполетами, галунами и кистями – пожалуй, первые «наброски» стиля «милитари». Великобритания подарила мужской моде немаркие и практичные цвета, которые в настоящее время принято называть «офисными»: черный и серый.

              Историческое прошлое такого привычного предмета европейского гардероба, как галстук, богато различными интересными фактами и событиями, а место его возникновения скрыто от взора современного человека толщей времени. Русское слово «галстук» — практически аналог немецкого (halstuch), то есть, шейный платок.

Простая полоска ткани превратилась в современный галстук середине 20?х годов прошлого века. Главное отличие галстука от шейного платка или шарфа – крой по косой. В настоящее время современный галстук имеет сугубо эстетическую функцию – прикрывать «незащищенное» пространство рубашки, и подчеркивать вертикаль геометрического кроя строгого костюма. Галстук является олицетворением консервативного  классического стиля в европейской моде.

              Другое общепринятое европейское изобретение, которое широко используется всеми без исключения модельерами XXI века – крой по косой нити, придающий одежде выразительную текучую мягкость и обеспечивающий безупречную посадку платья по фигуре. Создательницей этого гениального и простого способа моделирования является современница Шанель Мадлен Вионе, чье творчество оживляло мир между двумя мировыми войнами. Ей принадлежат и другие изобретения: асимметричный вырез, воротник-«хомутик», воротник-капюшон. Значение своей работы лучше всего определила она сама:  «То, что я творила, нельзя назвать модой. Сделанное мною было создано для того, чтобы остаться навсегда».

              Развитие европейского  моделирования порой не обходилась без курьезов. Так, в 1823 году шотландский химик Чарльз Макинтош, проводя очередной опыт, измазал рукав пиджака раствором каучука и спустя некоторое время заметил, что рукав пиджака не промокает.

Он запатентовал это изобретение и основал компанию Charles Macintosh and Co по производству непромокаемых изделий — макинтошей. 30 лет спустя, в 1853 году, американский промышленник Леви Страусс создал первые джинсы. Они были скроены из коричневой ткани, так называемой парусины, и напоминали комбинезон.

Свое нынешнее название джинсы получили лишь в 30-х годах XX века, а до тех пор их называли «комбинезон до пояса». Так появились легендарная марка Levi’s, и вид одежды, получивший признание на всех подиумах мира.  В 1923 году широкое распространение получает застежка-молния (zipper), позволяющая быстро соединить и разъединить два куска ткани.

             Казалось бы, все эти элементы одежды характеризуют европейскую моду как практичную, и вместе с тем, консервативную, основательную и респектабельную, делают ее строгой и, пожалуй, холодноватой. Тем удивительнее и ярче становятся образы, появившиеся в моделировании haute couture в конце XIX — начале XX века, когда европейская мода обращается  к Востоку.

          

Восточный парадокс

          Эра реформ женского костюма в haute couture ознаменовалась появлением моды на кимоно. Это веяние подарило новые, до сих пор неведомые черты привычному облику женщины:  в нем появилась свобода движения, открывающая взору грациозные изгибы тела. Линия воротника, подчеркивающая плавные линии шеи и спины (силуэт нукиэмон), привнесла эротичный акцент в модный облик. Чувственность Востока обогатила высокую моду распахивающейся одеждой, обрисовывающей или приоткрывающей тело: платьями-халатами, юбками с запахом, саронгами, короткими блузами и брюками с низкой талией, открывающими живот. Тем не менее, странным образом после так называемой «японской революции», которой принято обозначать вторжение японских модельеров на европейский рынок моды, знойная чувственность Востока отходит на второй план.

           Впервые в 1970-х годах японские художники Х. Мори и Т. Кензо успешно соединяют европейские и восточные традиции костюма, продемонстрировав «абсолютное мастерство западного кроя и японский дух». В таких «этнических» коллекциях сочетание двух методов кроя создавало абсолютно новые формы одежды. Эта идея была подхвачена Ж.-П. Готье, сотворившем коллекцию «Леди из Шанхая», в которой присутствуют грациозные драпировки-оригами, широкополые рукава и кимоно, скрывающие контуры фигуры, а также «европейские» юбки, брюки и корсеты. Вскоре после этого в современном дизайне костюма появляется концепция «альтернативного тела», интерес к «сверхреальным» конструкциям и образам, проявляющийся в современной моде в причудливых экстравагантных костюмах, авторами которых в основном являются представители японского авангарда.

          Предлагаемые Р. Кавакубо, Й. Ямамото, И. Мияке, Ю. Ватанабе, А. МакКуином женские образы представляют собой «красоту мучительную, подспудную, разбитую, низверженную и вновь коронованную». Дизайнеры в этом случае «играют» с естественным живым человеческим телом, стремятся к созданию женского образа с отрицанием типичной для европейского понимания женственности вычурности и приторности.

          Японские дизайнеры переворачивают представления о теле человека: накладные подушечки и каркасы имитируют, утрируют, деформируют идеальные формы. «В то время как дети Запада …стремятся превратить человеческое тело в произведение искусства,…японцы создают новые пропорции, которые изменяют тело» (Зелинг). Своим творчеством японские художники костюма утверждают, что дизайн одежды есть не оживление или акцентирование контуров человеческого тела, его цель состоит в том, чтобы позволить личности быть такой, какая она есть на самом деле.

         Японская революция в моде потрясла Париж и всю модную индустрию. Идеи японских дизайнеров, казавшиеся вначале эксцентричными, в настоящее время стали «классикой» современной высокой моды, отправной точкой для дальнейших экспериментов. Сейчас многие западные дизайнеры активно заимствуют и трансформируют инновационные идеи японских модельеров. И эти преобразования видны невооруженным глазом.

          Удлиненный пиджак и короткая юбка превратились в укороченный жакет с очень длинной юбкой с запахом. Классический костюм сменили туники, блузоны, платья-сарафаны. Пальто приобрело черты восточного халата. Появились пончо и накидки.

Очень популярны широкие, свободно ниспадающие или собранные на запястье рукава, асимметричные ряды пуговиц, косые «китайские застежки» и маленькие воротники-стойки. В отделке костюма большое внимание уделяется вышивке, бисеру, стеклярусу, используются тесьма и бахрома. Вышивка в восточном стиле может покрывать все — от деловых костюмов до джинсов и сумок.

          Заметно изменились ткани. На пике актуальности имитация ручной работы, ткани с различными эффектами, например, синтетика с эффектом шерсти или льна. Кашемировая пашмина, шарфы и палантины, блестящий атлас сочных расцветок буквально заполонили подиумы, и вычурная пышность часто соседствует с простотой. 
          В одном дефиле можно увидеть модели в стиле китайской оперы XVIII века, романтические кринолины, цирковую эксцентрику. Образы haute couture бесконечно многогранны, и выражение их так же бессмертно, как и настоящее искусство.

        На сакраментальный вопрос: что такое мода, можно ответить, что мода – это раскрытие красоты во времени. Один из древнегреческих философов сказал, что красота не может быть выражена адекватно раз и навсегда. Современная высокая мода уже не «диктует» свои стандарты и эталоны, а предлагает человеку возможность выбора. И все же, только время создает непреходящую красоту, образы, которые всегда будут считаться  идеальными.