Увидев коллекцию одежды, которая сейчас висит в бутике givenchy на Avenue George V, Одри Хепберн, много лет служившая музой Юберу де Живанши, вероятно, испытала бы легкий шок. Между высокими окнами в стиле ар нуво висят шелковые шаровары дхоти, жесткие черные жакеты, украшенные футуристической кольчугой из золотых заклепок, и плиссированные мини-юбки, будто специально созданные для того, чтобы выставить на всеобщее обозрение парочку достойных внимания ножек. Если бы в 1960-е Хепберн была одета во что-либо подобное, вряд ли ей бы удалось насладиться кофе и пончиком на завтрак у витрины Tiffany. Но, как верно заметила модный историк Валери Стил, «таких, как Одри, уже нет».
Определенно, в модном Доме Givenchy наступили другие времена – вопреки самым пессимистичным прогнозам, итальянский дизайнер Рикардо Тиши смог возродить дышащий на ладан 56-летний бренд. Состояние «пациента» не просто стабилизировалось – сегодня он живее всех живых. Образ Тиши – порядком отросшая щетина, спутанный клубок из золотых амулетов на шее, поношенные кроссовки и темно-синяя рубашка, как у служащего бензоколонки, – многое говорит о трансформации Дома Givenchy. В таком виде он обедает с королевой Иордании Ранией, тусуется по клубам с Эди Слиманом и танцует на after-party своего шоу с Кортни Лав. В Париже, за обедом, в течение которого он выкуривает пол-пачки сигарет, Рикардо признается: «В костюме я чувствую cебя как пингвин».
В свои 34 года Тиши – самый молодой кутюрье в Париже и единственный из своего поколения, кто одновременно отвечает за мужскую и женскую линии pret-a-porter. Тем не менее, в отличие от щеголеватого месье Живанши и недавно отошедшего от дел Валентино, Тиши не стремится получить доступ в разряженный мир клиентуры haute couture. «Меня постоянно приглашают на какие-то вечеринки на яхтах, – говорит он без особого энтузиазма, – но, откровенно говоря, это вообще не моя история».
«В Нью-Йорке мы никогда не ходим в самые модные места, – рассказывает модель Мариакарла Босконо, одна из самых близких подруг дизайнера, а также неофициальная муза Дома моды Givenchy. – С Рикардо мы всегда идем в какое-нибудь неизвестное место, где крутят хип-хоп. В этом и есть его крутизна». Нынешнее положение не далось Тиши легко.
Рикардо, девятый по счету ребенок, родившийся в небогатой семье, жившей недалеко от итальянского городка Комо, начал работать в 11 лет. Ранняя смерть отца нанесла сокрушительный удар по семье, нужны были деньги, и жизнь была весьма непростой, особенно для единственного мальчика в семье. По выходным он запирался в комнате, включал на полную громкость Iron Maiden и часами рисовал. Когда в 2005 году 30-летнего Тиши назначили креативным директором женской линии Givenchy, представители фэшн-индустрии испытали коллективный шок. У него за плечами были Saint Martins и всего два показа pret-a-porter в Милане – одним словом, в моде Тиши был попросту никем. «Я задавался вопросом: почему именно косметика? – вспоминает Рикардо. – Далеко не все были довольны моим назначением, в меня мало кто верил».
В предшествующие годы сотрудникам Givenchy приходилось работать с чередой постоянно сменяющих друг друга дизайнеров – Джоном Гальяно, Александром МакКуином, Джулианом Макдональдом, которые приходили и уходили, не задерживаясь надолго в этом французском Доме. «Люди устали и постепенно утрачивали веру, – вспоминает он. – Произошло слишком много перемен». И тут на сцене появился молодой и неискушенный Тиши, не имеющий ни малейшего представления об официальном протоколе модного Дома. «Первые несколько месяцев я был абсолютно растерян, ничего не понимал, – рассказывает он. – Ко мне обращались «месье», я страшно смущался».
Помимо прочего, ситуация для Тиши осложнялась еще и дизайнерским наследием месье Живанши. «Стиль Юбера – французская элегантность, – отмечает Стил, – а это понятие потеряло актуальность, когда закончились 1950-е». «Честно говоря, я и сам не до конца понимал, что такое Givenchy», – признается дизайнер. Для своей первой коллекции Тиши создал мрачновато-романтические платья в телесной и черной цветовой гамме.
Показ оживил угасающий интерес к марке со стороны клиентов haute couture и завоевал уважение мастеров Дома моды, которые наконец начали называть дизайнера по имени. «В компании все дарили мне цветы и поздравляли, – вспоминает он тот ранний период. – Но за ее пределами меня держали под прицелом». Снайперами были представители модной прессы, разносившие в пух и прах каждый шаг Тиши. «Знаете, мне кажется, они тогда просто ничего не поняли», – вспоминает он. Тем не менее, дизайнер не стал тратить время на обиды. «Я в этой жизни так нахлебался всякого дерьма – думаете, я пойду домой и стану плакать из-за плохой рецензии? Никогда. Я не плачу из-за моды».
Постепенно критика переросла в похвалу. Кульминацией стали духи фееричные рецензии на коллекцию pret-a-porter сезона осень 2008, одновременно романтическую, женственную и агрессивно-урбанистическую. Безусловно, Тиши – впечатляющая находка. Его революционно новая версия образа Givenchy стала первой, которая по-настоящему прижилась во французском
Доме с тех пор, как в 1995 году его основатель ушел на заслуженный покой. Кстати, сам месье Живанши дал Тиши свое благословение. «Он сказал мне: «Просто будь собой». Между прочим, он присылает мне открытки на каждый день рождения».
Что касается восторженных рецензий, то Тиши считает их признаком того, что к нему попросту привыкли. «Иногда, чтобы понять фильм, нужно посмотреть его раза три, – говорит он, пожимая плечами. – Мой стиль остался неизменным, просто его наконец поняли». «Со мной та же история, – соглашается Босконо. – До определенного момента люди не воспринимали мою красоту. Потом все изменилось. У Рикардо похожая ситуация. Сначала он создал собственный мир, а потом влюбил в него остальных».