Тяжелый металл
Тяжелый металл (Хеви-металл, от англ. Heavy metal) — стиль музыки рока, которому присущие агрессивные, драйв рифы и усиленные гитары с дисторшном. Тяжелый металл стал продуктом развития блюза, рок блюза, рока и прогрессивного рока.
Его основой стала музыка гард-роковых исполнителей, которые в период с 1967 до 1974 годов на основе блюза и рока создали новое тяжелое, сконцентрированное на гитарах и ударных звучание.Позже появились значительное количество поджанров хеви-металла, большинство из которых называют просто «металл». Как следствие, понятие «Тяжелый металл» имеет два значения: собственно жанр со всеми поджанрами, или же стиль первых хеви-металлических групп 1970-х, который еще иногда называют «традиционный металл». Примером таких групп является Black Sabbath (группа), Judas Priest, Deep Purple и Led Zeppelin.
Тяжелый металл начал популяризироваться в 1970-х и 1980-х годах, когда появились много известных сейчас жанров. Пек его популярности пришелся на 1980-х. Сегодня Тяжелый металл уже не имеет такого коммерческого успеха, как в 1980-х, но эта музыка имеет большую армию сторонников по всему свету. Их часто называют «металлистами».
Характеристика
Тяжелый металл, как правило, характеризуют как стиль музыки с доминирующими ударными и гитарами в звучании, мощным ритмом и значительными заимствованиями с рока, классической музыки и блюза. Однако поджанрам хеви-металла свойственны их специфические стилистические вариации по отношению к оригинальному стилю, поэтому они часто изменяют или совсем опускают вышеупомянутые элементы. Потому сейчас можно говорить о значительном разнообразии стилей в жанре металла. Фанаты часто используют плееры для прослушивания тяжелой музыки.
Музыкальное оформление
Металлические группы чаще всего состоят из барабанщика, гитариста баса, гитариста ритма, соло-гитариста (во многих группах партии ритм- и соло-гитар выполняет один гитарист — например Sodom, Decapitated, Black Sabbath; или два гитариста делят эти партии между собой — Metallica, Slayer, Megadeth), вокалиста (часто один из музыкантов), порой клавишник. Дополнительно могут использоваться и другие музыкальные инструменты, как то скрипка (My Dying Bride), клавесин (King Diamond), флейта, саксофон, виолончель (Apocalyptica), клавиатура.
Основой тяжелого металла является усиленный и обезображенный (дисторцированный) звук гитары. Часто на него накладывают разные звуковые эффекты, или поддают электронной обработке для уплотнения звучания. Получаемое звучание было простым и мощным, хотя некоторые металлисты шутят, что упрощенное звучание было больше результатом ограниченных возможностей музыкантов, чем их инновативности. Позже появились более сложные в техническом плане течения тяжелого металла.
Вокал в тяжелом металле варьируется от чистого в среднем диапазоне, к высокотональному завыванию и низкому гортанному рычанию (гроулинг). В дез- и блек-металле часто используют гроулинг, преимущественно при этом тяжело разобрать о чем вокалист “поет”. Иногда считается, что тексты слишком грубы, чтобы выполнять их иначе (например, Cannibal Corpse).
Сложные соло и рифы также являются неотъемлемой частью тяжелого металла. Гитаристы используют разные техники скоростной игры на гитаре (sweep-picking, tapping). Стиль не ограничивается использованием стандартных барабанов и гитар. Примером нестандартного тяжелого металла является финское трио виолончелистов Apocalyptica.
Американская группа Grand Funk Railroad была одной из ранних протометаллических групп (вместе с The Who и другими), которые считали громкость звука не менее важной чем его качество. Более поздними последователями этой точки зрения стали Motrhead и Manowar.
Тематика
Тяжелый металл как вид искусства — больше, чем просто музыка, он не менее визуальный, чем звуковой. Оформления альбомов и шоу на сцене имеют такую же важность для представления материала, как и музыка. Да, при посредничестве тяжелого металла, сотрудничество многих творческих людей (музыканты, художники, поэты) выливается в сложную комбинацию звуковых, визуальных и духовных образов и эта комбинация создает своеобразную “ауру” группы.
Историки музыки рока замечают, что западная поп-музыка дала тяжелому металлу такую его сторону, как фантазия побега от реальности, которая проявляется в странных и фантастических текстах. В то время как афро-американский блюз прибавил ему обнаженную реалистичность, которая концентрируется на потерях, депрессии и одиночестве.
В звуковой и тематической составляющих преобладает блюзовое влияние, а сценические шоу хранят в себе сильное влияние поп-музыки. Темы мрака, зла, силы, апокалиптичности — все это элементы фантастического языка тяжелого металла для отображения проблем настоящего. Кроме того, в ответ на лозунг “мир и любовь” культуры гипи 1960-х, Тяжелый металл был создан как субкультура, где светло вытеснено мраком, а счастливый конец заменен грубой реальностью. И хотя сторонники этой музыки утверждают, что мрак не является основной идеей и посланием стиля, критики все же обвиняют стиль в прославлении негативных сторон жизни.
Тексты тяжелого металла обычно серьезнее и более мрачны чем преимущественно легкие и воздушные тексты поп-музыки периода 1950-х — 1970-х. Они концентрируются на темах войны, ядерного оружия, окружающего среды, политической и религиозной пропаганды. “Свиньи войны” (War Pigs) Black Sabbath, “Убийца гигантов” (Killer of Giants) Оззи Озборна “… и правосудие всем” (…And Justice for All) группы Metallica — примеры важного вклада к дискуссиям о тогдашнем состоянии дел. Освещение реальности часто бывает слишком упрощенным, потому что фантастически-лирический словарь тяжелого металла четко отделяет свет от мрака, надежду и отчаяние, добро и зло, которое не дает возможности отображать оттенки и промежуточные идеи.
“Настоящий” Тяжелый металл позиционирует себя на периферии поп-культуры. Сами “металлисты” утверждают, что движение к центру этого спектра было компромиссом между коммерческой успеваемостью с одной стороны и артистической целостностью формы и серьезностью восприятия — с другой.