ПОПУЛЯРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ ПЕРЕЖИВАЕТ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА
Первая половина сентября для мира авторской песни – золотая пора. Фестиваль с одноименным названием традиционно проходит на базе лагеря «Чайка» возле Чернушки, в живописном месте на берегу огромного лесного пруда. Казалось бы все прекрасно — масса развлечений: прогулка на катамаранах, походы за грибами, рыбалка, баня, катание на лошадях.
Гости и участники размещаются в палаточном городке и тут же кашеварят. Для тех, кто не привык к палаточной романтике и костровой пище, круглосуточно работает столовая. А поселиться можно в щитовых домиках. В общем, пой душа, веселись народ!
Но не тут-то было… Корабль «Золотая пора» дал течь.
«ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…»
Хочется напомнить, что началось все еще в прошлом веке. А именно в 1998 году с маленького концерта в чернушинском ДК Нефтяников. Три года собиралась кучка бардов с Пермской тогда еще области на мини-фестивальчик во дворце культуры. В 2002 году, как манна небесная, пермский продюсер Олег Новоселов и Авторский дом создали проект «Форум Добрососедства» и взяли под крыло молоденький фестиваль.
Председателем Оргкомитета фестиваля в то время был Олег Хараськин, тогда еще глава Чернушинского района. Неравнодушный к авторской песне он и сам порой не прочь взять в руки гитару. На расцвете «Золотой поры» на ее сцене побывали действительно мэтры этого жанра: Андрей Козловский, группа «Поющие в терновнике», группа «Гроссмейстер», пермский автор и исполнитель Григорий Донской и др. Несколько суток фестиваля сливались в непрерывную цепь впечатлений.
Однако ничего не вечно под луной. Олег Новоселов умер. Его тезка, Олег Хараськин, покинул свой пост в Чернушке. Администрация города отказалась от услуг Авторского дома, посчитав их дорогими. Осиротевший фестиваль был передан в руки людям, не имеющим никакого отношения к авторской песне.
2006 год стал кризисным и переломным для «Золотой поры». Но люди продолжают приезжать с ностальгией о прошлых фестивалях.
«ОГОНЬ ДОБРОСОСЕДСТВА»
Привычные тысячи гостей и участников ужались до официально признанных сотни человек. Хочется верить, что остальные просто не знали о дне мероприятия. Ведь организаторы не позаботились о рекламной акции. Ни в СМИ, ни в Интернете не было никакой информации. Из достоверных источников выяснилось, что организацией начали заниматься за две недели до события.
Естественно, добрая половина почетных гостей не приехала. «Ну не шмогли» оплатить приезд мэтров, или не захотели. А посему значительная часть публики отсеялась. Образовался узкий «семейный» круг настоящих почитателей бардовской песни, на которых строится-держится движение. Не считая тусовый молодняк, который везде суется, чтобы выпить и оттопыриться.
Развлечения? О чем вы? Кое-как организовали волейбол. Помешал дождь. Люди разделились. Те, кто считает авторскую песню работой, отправились к сцене болеть за участников и опыта набираться.
Остальные разбежались по комнатам (палатки никто не осмелился разбить) «фестивалить», петь и пить. Впрочем, к вечеру все веселые и довольные собрались в концертном зале на конкурс «матерых» бардов. Даже Олег Хараськин не преминул посетить родненький фестиваль.
С первых лет фестиваля задали достаточно высокую планку. На сцену выходили реальные таланты. Не всякий новичок осмеливался тягаться с состоявшимися исполнителями, да еще перед глазами мэтров. Теперь соревноваться в песенном творчестве могут все, кто худо-бедно играет на гитаре и поет. Хотя среди плевел и отдельные зерна встречались.
Не перевелись в глубинке самородки. Впрочем, одаренные и не очень – все получили свои дипломы и подарки. Коль упал уровень фестиваля, так и судить строго – нет смысла. На радостях даже дождь умерил свой пыл, позволив зажечь «Огонь добрососедства». Только вот небольшая кучка недолго постояла у костра, погрелась и разошлась.
А где же радость, веселье, гитара из рук в руки?
А после начался неофициальный концерт. Оргкомитет, жюри и ведущие под шумок скрылись отметить это дело, забросив все свои обязанности. Жидковатые песнопения со сцены сопровождались хаосом, присущим мероприятиям без должной организации.
Приблизилась ночь свободного микрофона, так называемая «Чайхана». Вот тут не могу не согласиться, что все основное общение на этом фестивале происходит именно у костров. Если выдержишь без сна, то в режиме «non stop». К сожалению, слушателей на ночной концерт осталось считанные единицы.
Ну не романтично в концертном зале проникаться в песню, ощутить труд души, силу мысли, яркость чувств, тем более без горячительных напитков (единственная торговая точка на ночь закрылась). Даже кофейку негде выпить, чтобы взбодриться до утра. В общем, рассвет, конечно, уже никто не встречал. Все… спали.
ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС?
— Фестиваль удался, несмотря ни на что, — твердили организаторы на утреннем. «круглом столе».
А так ли это? В течение продолжительной беседы мы убедились в том, что жанр этот — «думающая песня для думающих людей», музыка, заметьте, интеллигенции, переживает не лучшие времена. Потому, что «сухой закон» не соблюдается, народ напивается до беспамятства, даже знаменитый Грушинский фестиваль деградирует по этой причине. Вот здесь как раз мнения и разошлись.
— Не представляю, что было бы с бардами, если бы на фестивалях не наливали водку. Вымерли бы все, наверное…, — сказал один из постояльцев.
— А если будут продолжать хлестать водку, то вымрет бардовское движение, — спорил удмуртский автор и исполнитель. – Посмотрите, на сцену выносят в пьяном виде ведущих бардов. А ведь авторская песня в первую очередь работа, причем любимая. Мы приезжаем набраться опыта и поделиться им. А отдохнуть и напиться можно в другом месте.
— Не видел человека год, — возражал звукооператор, — сидим мы, попыхивая трубками с хорошим табачком, беседуем неторопливо и напеваем друг другу, то почему бы нам не опрокинуть по сто (а хоть бы и по триста) коньяка? Красиво? Красиво.
Другое дело, юные создания, исполненные смятенных сил, шатаясь от проглоченной впопыхах бутылки поганого пастеризованного пива, неистово страждет самовыражения, но ничего не умеет, посему доказывает миру свою ценность посредством животного состояния. Некрасиво. Вот этим и отличается, собственно, изначальная эстетика фестиваля – все должно быть человечно. Должно быть подчинено ощущению красоты места, момента, состояния, радости общения. Как говаривал один военный: выпил бутылку, две, три, но не напиваться же до поросячьего визга….
— Неправильная позиция. Если старички не будут пьянствовать, то и молодежь не потянется к спиртному. А ведь среди них ой как много талантов, – поставил точку дискуссии удмуртчанин.
В конце концов, все пришли к тому, что будут стараться поддерживать авторскую песню и все делать для ее процветания.
Народ разъезжался, конечно, с легким холодком в груди – а не последняя ли это «Золотая пора»? Ведь повторения нынешнего уже никто не захочет.