Ноты для детей

В своей профессиональной деятельности по первоначальной музыкальной подготовке детей, автор отмечает три условных, но, тем не менее, отчётливо выраженных три этапа такого обучения.

  1. Знакомство детей с музыкой, как предметом обучения
  2. Углубленное и конкретное изучение теории и практики музыки
  3. Этап становления сознания ребёнка с повышением доли самостоятельной практической работы.

Все этапы одинаково важны и необходимы при обучении, кроме случаев проживания ребёнка в, так называемой, «музыкальной» семье, когда эти этапы безусловно присутствуют, но грани между ними несколько «размыты», то есть ребёнок в направлении музыкального образования воспитывается буквально с «пелёнок» и с раннего детства, порой подсознательно, осмысливает процесс своей музыкальной подготовки, как нечто само собою разумеющееся и в «вдалбливании» ему основ теории и практики музыки нет никакой необходимости, всё приходит к нему как бы само. Но эти случаи единичны, музыкальная подготовка таких детей отдана, как правило, «на откуп» родителям и в данной статье не рассматривается.

Никто не сомневается, что знакомство детей с музыкой вообще должно происходить с раннего возраста, чем раньше, тем лучше. В обычной семье это выражается в совместном прослушивании музыкальных произведений родителей и детей. Ребёнок самостоятельно, порой бессознательно, начинает воспроизводить слова и музыку, подпевать, что всячески должно поощряться, у ребёнка при этом повышается самооценка, закрепляются определённые навыки воспроизводства звукоряда по высоте и длительности отдельных звуков,  возрастает стремление к дальнейшему совершенствованию. В этот период практически все дети одинаковы в своих желаниях познавать музыку и особых проблем с ними не возникает.

Устойчивое невосприятие музыки может возникнуть у детей из-за несовершенства существующих методик первоначального музыкального образования, применяемых до настоящего времени в общеобразовательной, а порой и в специализированной музыкальной школе, когда дети начинают осознавать, что даже незначительные успехи не приходят сами по себе, а являются результатом кропотливой и достаточно сложной для ребёнка работы. Некоторые основные аспекты первоначальной музыкальной подготовки детей, автор изложил на своём сайте  http://donguluk2009.narod.ru/

Не рассматривая всю проблему в комплексе, рамки данной работы не позволяют сделать этого, автор попытался развить только одно направление музыкальной практики детей, а именно, совершенствование процесса знакомства детей с нотной грамотой. В раннем возрасте детская логика несколько примитивна, когда ребёнок осознаёт, что  для того, чтобы хорошо и красиво петь и играть, нужно иметь не только природные данные, которыми, по их мнению, обладают все люди, но и глубокие знания. В самом начале нотная запись музыки для ребёнка выглядит абсолютно бессмысленной и непонятной «абракадаброй», воспринимается с настороженностью и ребёнок не видит в себе сил её понять. «Сгладить» процесс знакомства ребёнка с нотной записью, воспитание в нём убеждения, что он сможет во всём этом разобраться и ставил автор при разработке данной методики.

Ничего нового автор не «изобрёл», просто, в век компьютеризации всех жизненных процессов, попытался применить в первоначальной музыкальной подготовке детей современные и прогрессивные методы обучения. В частности, широко известный в настоящее время компьютерный редактор «Sibelius», позволяет весьма оригинальное, цветное и с различными картинками, изображение нот. Такие ноты дети воспринимают уже менее настороженно, пытаются в них разобраться, тем более, что в процесс музыкальной подготовки подключается компьютер, который сейчас для современных детей хорошо знаком и находит применение даже раньше, нежели приходит время заниматься музыкой. Компьютер в этом процессе до настоящего времени не находит широкого распространения только вследствии того, что сами музыкальные преподаватели, не владея основными приёмами работы с ним и отставая в компьютерной подготовке от детей, относятся к такой работе  с некоторой опаской.

В настоящее время автор издал несколько музыкальных сборников нот для детей, отличающихся от существующих сборников своим неординарным оформлением. Сборники выполнены в виде электронных книг, в которых, наряду с очень красивым и привлекательным для детей видом нот, присутствует возможность их звукового транслирования.

Сборники комплектовались по тематике —  ноты иностранных композиторов, классика, ноты казахского эпоса и национальных композиторов, популярные и дворовые мелодии, ансамбли и т.п. В каждый сборник включено по 15-20 очень простых в исполнении, предназначенных именно для первоначального обучения, произведений. Все произведения собраны в таблицы, состоящие из названия пьесы и смешного, подвижного «смайлика». При «клике» по названию, открывается страница с иллюстрированными цветными нотами, при «клике» по «смайлику» звучит мелодия. Программа позволяет одновременно прослушивать музыку и следить за нотами.

Опытная практика использования предлагаемого пособия показала его абсолютную эффективность. Был отмечен интерес детей к обучению, очень быстро дети сами активно включались в процесс обучения, сложные, при обычных и традиционных видах обучения, темы осваивались значительно быстрее и глубже, снизилась усталость и рассеянность ребёнка даже к концу урока, дети с удовольствием занимались изучением тем дома самостоятельно, прекрасно осознавая, что родители мало могут им помочь в этом, налицо повышение чувства ответственности уже на ранних стадиях музыкального обучения.

Музыкальные сборники можно  без труда «скачать» на другом сайте автора: http://www.donguluk.ucoz.ru/ , где также освещены и некоторые другие проблемы музыкального воспитания и обучения детей. Кроме того, на сайтах представлены разработки автора по электронному сольфеджио, как довольно прогрессивному методу в музыкальной подготовке, а также материалы по настройке фортепиано, что является также одним из направлений деятельности автора.

                                                                                                          Maxim tuner