Музыка универсальных личностей

Сам термин «универсальная личность» и сходное с ним определение «универсальный гений» подразумевают, что в описании деятельности и сфер приложения талантов такого человека нельзя ограничиться одним словом. Союз «и» в данном случае обязательно употребимая форма: к примеру, «и ученый, и литератор, и…». Таких великих личностей, оставивших значимый след в разных областях человеческой деятельности, история знает не так уж и много – именно в этой исключительности и проявляется их особенность, а, подчас, и гениальность.

Самый яркий представитель универсального гения – Леонардо да Винчи. Снова «и»: и живописец, и инженер, и механик, и патологоанатом, и изобретатель. Хотя – любопытный факт – сам себя считал, прежде всего, инженером. Жан-Жак Руссо: и писатель, и мыслитель, и ботаник, и искусствовед. Эрнст Теодор Амадей Гофман: и юрист, и писатель, и великий сказочник.

Можно и дальше продолжить список, однако, хочется задуматься: все великие универсальные личности, прикладывая свой талант в разные сферы своих интересов, не пробовали ли они себя в музыкальном творчестве?

Ответ – да. Современники Леонардо да Винчи знали его как блестящего музыканта-импровизатора (фактически, композитора), Эрнст Теодор Амадей Гофман некоторое время занимал должность капельмейстера и дирижировал оркестром, арию из его оперетты «Le Devin du village» напевал сам король Людовик XV. Кстати о властителях мира.

Как глубоко не захватывала бы политика и власть, музыкальное творчество влекло и правителей, ответственных за человеческие судьбы: король Англии, основатель Британской империи и монарх, отколовший от Римско-католической церкви значительную часть ее паствы (создав и возглавив Англиканскую Церковь) на досуге предавался написанию веселых песен, к которым сам же и сочинял стихи. Великий Царь Иоанн Васильевич Грозный, известный не только своей тиранией, но и блестящими для его времени публицистическими произведениями (написанными в виде посланий), сочинил несколько музыкальных Стихир – кратких богослужебных песнопений. Фридрих Вильгельм Ницше с юных лет испытывал тягу к музыке и остался в истории автором более 70 сочинений, в основном, для фортепиано.

Парадокс истории и человеческой памяти в том, что она как будто сознательно стирает многочисленные грани творчества универсальных личностей и сводит это многообразие к единственной стороне деятельности. Мало кто из неспециалистов знает, что Леонардо да Винчи, Иван Грозный, Фридрих Вильгельм Ницше сочиняли музыку, оперетты Жан-Жака Руссо с успехом шли на придворной сцене, а слушатели наслаждались музыкальными творениями Эрнста Теодора Гофмана также, как мы наслаждаемся его литературным творчеством.

С другой стороны, всякая загадка истории пробуждает интерес к ней: мир великих и знаменитых интересен и привлекателен. Как интересна и музыкальная грань их творчества.