При оценке того или иного аниме, звуковую часть продукта зачастую недооценивают, оставляя ей пару строчек рецензии. При этом сэйю и музыка являются одним из важнейших элементов продукта, предопределяя популярность или провал.
Начнём с определения роли озвучки в аниме и другой развлекательной телевизионной продукции. В стандартных фильмах озвучка не принципиальна. Голос поставляется вместе с актёром, а визитной карточкой актёра является его игра и внешность. Вряд ли кто-то будет думать о голосе, погрузившись в очередной голливудский боевик. В мультипликации ситуация схожая.
Западная анимация рассчитана на детей, а дети в любом случае не смогут оценить голосовую игру. В Японии дела обстоят совершенно иначе. Что представляют из себя японские сэйю?
Сэйю — японский голосовой актёр (актёр озвучивания), озвучивающий искусственно созданных персонажей, как например персонажей в аниме, видеоиграх или развлекательных радиопередачах. Прошедшие конкурс молодые актёры попадают на курсы подготовки сэйю, где их обучают тонкостям этой работы. Там они совершенствуют свои навыки и начинают формировать свой особенный образ.
Понятно, что рынок аниме-продукции предпочитает брать не только опытных, а значит известных сэйю, но и тех, кто является определённым символом того или иного направления в аниме. Уже по озвучивающему составу можно определить характер аниме, его аудиторию и сюжетное наполнение. Некоторые аниме-сериалы и персонажи даже создаются с расчётом на использования какого-то определённого сэйю, например сериал Neon Genesis Evangelion.
Однако за подобную известность приходится платить. Сэйю должен не только озвучивать персонажа. Им приходиться участвовать в создании и последующем пиаре альбомов, в гастролях, в теле- и радиопередачах, во множестве других пиар-компаний, которые призваны повысить популярность аниме и привлечь потребителей к покупке сопутствующей аниме-продукции. Хотя, работа сэйю значительно приятнее доли печально известных «идолов».
Вторая важнейшая составляющая аниме — опенинг и эндинг. Это открывающий и закрывающий музыкальные клипы, которые проигрываются в каждой серии. В задачи опенинга, как правило, входит демонстрация персонажей, задействованных в аниме и создание настроения, способствующего просмотру. Как правило, выбираются динамичные и даже агрессивные музыкальные композиции.
Так, например музыкальное сопровождение второго опенинга из сериала Death Note сделано в стиле тяжёлого металла. Эндинги предпочитают выпускать в более блеклых и тёмных тонах, со спокойными, меланхоличными композициями. Но это конечно зависит от аниме-жанра, от каждого сериала в отдельности.
Подобно саундтрекам в видеоиграх, участие группы в опенинге или эндинге представляется отличным шансом для раскрутки своей музыки. После выхода в эфир сериала, практически сразу на рынок попадают синглы, где представлена музыка опенингов и эндингов.
Качество сериала стало возможным определить по качеству опенинга. Ещё ни один из действительно хороших сериалов последнего времени не выходил с плохой открывающей песней.
Чтобы не значила озвучка в западных фильмах и мультиках, в аниме это один из столпов, на которых держится весь рынок.