Mod-rock

Понятие «мод-рок» настолько растяжимо и туманно, поэтому очень трудно вписать в него определенные команды, а также дать точное определение самому стилю. В целом, мод-рок — это шумная рок-музыка начала и середины 60-х, которую слушали будущие отцы поколения панков, а также деды нынешних скинхедов – моды.

Также стоит принять во внимание то, что моды помимо рока слушали еще и негритянский соул, который хоть как-то, но все же причастен к рок-музыке. Прежде всего, необходимо разобраться, кто же такие эти моды? Движение модов сформировалось в Великобритании приблизительно в 1962-63 годах; расцвет же движения пришелся на 1965-66 годы.

Входили в движение модов молодые люди из среднего класса, которые были безразличны ко всему, кроме скутеров — маленьких мотороллеров, на которых они передвигались (в противоположность простым рокерам, любившим мотоциклы), и, пожалуй, музыки, под которую они и жили. Поп-музыка начала 60-х была противна модам; к чистому рок-н-роллу они были довольно холодны, да и к зарождавшемуся биту тоже.

Исключением стали две наиболее известные лондонские рок-группы: вест-эндовская «The Who» и ист-эндовская «The Small Faces». Эти команды брали ориентир на утяжеленный ритм-энд-блюз, смешанный с британским битом, американским рок-н-роллом, и с негритянской музыкой соул (из нее были взяты вокальные гармонии). Конечно, это не означает, что моды ненавидели «Beatles» и «Stones» — просто по душе им больше приходилась музыка «Who» и «Small Faces». Возможно, потому что эти группы выглядели более «по-модовски», тогда, когда «Битлы» были просто очаровательными милашками, а «Стоунз» — простыми, не модовскими, «плохими парнями».
Теперь следует узнать, как выглядели моды. Длинных стрижек они никогда не носили (да и слишком лысыми тоже не ходили :), не уделяя прическе особого внимания; по вкусу модам были еще белые рубашки с большими воротниками, широкие клетчатые брюки на подтяжках, а также огроменные башмаки на таких же огроменных подошвах — таким образом они старались подчеркнуть свою принадлежность к рабочему классу.

Любимыми занятиями модов была езда на скутерах под их любимую музыку, танцы (под ту же музыку), а также всевозможные развлечения и спорт (опять же под эту музыку). Моды первыми ввели понятие «мужской макияж», так как помимо девушек, у них красились еще и парни. Несколько позже, хиппи полностью сотрут между обоими полами различия, позаимствовав эту черту именно у модов.

Между прочим, позаимствовали у модов они и кое-что еще… Как известно, моды первыми начали принимать различные психостимуляторы, такие как амфетамины, что и роднит модов с битниками. А от этих стимуляторов естественно только один шаг к каннабису, ЛСД и к прочим гадостям.

Простых рокеров моды не очень любили, всячески враждуя с ними — да так, что в 1965 и 1966 годах между обоими движениями происходило огромное множество всевозможных стычек и драк. Доходило даже до таких больших противостояний, когда у обеих сторон было больше чем полсотни участников (и представьте теперь себе, как эти две огромные кучи лупасят друг-друга чем попало куда надо и куда не надо…). Разумеется, когда только моды образовались, никаких подобных стычек не было из-за их малочисленности. А начались они во время расцвета модовского движения — в 1965 году. Движение хиппи моды тоже не особо любили, но между ними драк никогда не бывало.
Однако, все же вернемся от самих модов к их музыке. Помимо «Who» и «Small Faces» существовало много других подобных команд, но именно этим удалось достигнуть наибольшей популярности как среди модов, так и среди простых слушателей. Будучи в начале своего творческого пути не очень профессиональными музыкантами, «The Who» прославились умением уничтожать на своих концертах все инструменты.

Но не только это привлекало модов к их музыке: обилие фидбэка и искажений, а также принадлежащий «Who» всемирный модовский гимн «My Generation», действительно нравились модам. Другими были «Small Faces»: они не громили инструменты, а просто завоевывали публику своим шармом, несколько напоминающим битловский.

Четверо добродушных невысоких парней, которым не было и двадцати, быстро становились своими на любом концерте. Именно «Who» и «Small Faces» вскоре одними из первых будут работать над концептуальными альбомами. Их «Tommy» и «Odgen’s Nut Gone Flake» до сих пор являются классикой рока. Именно такими и были две главных модовских группы.

Но нельзя еще не упомянуть, что элементы мод-рока присутствовали в толпе других групп, и даже таких, как «The Beatles» (альбомы «Rubber Soul» и «Revolver»), «The Move» (альбом «Shazam» и первые синглы) и «Rolling Stones» (альбомы 1964-65 годов). Интересные гармонии, небрежный вокал и хрустящая гитара с фидбэком, лучше всего характеризуют мод-рок. Движение модов с 1966 года постепенно таяло под натиском хиппи, которыми и становились многие моды, но что самое интересное, так это то, что моды в первоначальном своем виде существуют и по сей день, несмотря на обилие бывших модов в рядах панков 70-х и скинхедов 80-90-х годов. Рупором модов середины 70-х — начала 80-х была группа «Jam», воссоздавшая первоначальный мод-рок в своей музыке, однако она распалась в 1982 году на пике своей популярности, оставив модам только несколько малоизвестных групп. С тех пор команд, играющих мод-рок почти не осталось, а бывшим модам, а ныне — убеленным сединами старцам, остается только размышлять о жизни, слушая истертые временем пластинки «Who» и «Small Faces», вспоминая, какие были хорошие времена, когда они были молодыми.