Удивительная все-таки это штука — эстрада. Она обладает какой-то неодолимой силой, она — словно наваждение. Ее ругают все, кому не лень, даже сами эстрадные певцы, композиторы, музыканты, продюсеры… Но ее слушают все.
Дагестанская музыкальная культура могла бы иметь великое будущее. Шутка ли — свои истоки она берет в тех древних пластах истории, когда еще не существовало современной западной цивилизации с ее Мадонной, Миком Джаггером и Эминемом. Великий труд, который начинал когда-то Готфрид Гасанов, труд собирания и популяризации национальной музыкальной культуры, мог бы дать великие всходы. Но… мы не успели, не смогли создать собственной, от корней, масс-культуры — нескучной, близкой и понятной.
Как говорят специалисты, на дагестанской эстраде сегодня — сплошь перепевки западных или восточных мелодий, откровенный плагиат, безвкусица, фонограмма… Но эстрада владеет сердцами сотен тысяч дагестанцев. И поэтому с ней приходится считаться. Искусствоведы недовольно морщатся и что-то хотят сказать… Но их голос тонет в океане децибел, издаваемых сотнями тысяч динамиков. Нравится нам или нет, но эстрада — и есть наша нынешняя народная (без иронии!) культура.
К моей сестре, которая давно живет и работает в Москве, как-то с просьбой обратилась подруга. Она попросила привезти из Дагестана… Нет, не ковры, не коньяк и даже не серебряную посуду. Попросила диск с песнями Тимура Темирова. Не знаю уж, как дошла до Москвы слава нашего эстрадного певца, но пришлось нам отсылать в Москву диск, а затем еще один, и еще, и еще…
Мы вот уже несколько лет живем в Каспийске, городе, созданном когда-то буквально на пустыре специалистами со всей России. Здесь осталось еще немало русских. В основном, правда, — старики и старушки. Так вот, среди наших соседей есть две замечательные русские бабушки — тетя Мотя и тетя Дуся. Когда у одной из них день рождения, праздновать его приходят еще несколько подруг.
И за их столом звучат красивейшие русские песни — то веселые, то грустные, но всегда трогательные и прекрасные.
Совсем другие чувства я испытываю, когда вижу певцов современной российской эстрады. Неопределенной половой и возрастной принадлежности, неряшливо одетые, в татуировках, с пирсингом и, главное — с почти идентичным по смыслу репертуаром. Неважно, сколько лет певцу российской эстрады, — песни сплошь про «любовь на скорую руку». Как Алла Пугачева: «за конфетку, за таблеточку, сняли нашу малолеточку»… Хотите ли Вы, уважаемый читатель, чтобы Ваши дети слушали это?
Лично я поддерживаю мнение наших религиозных лидеров, вполне убедительно рекомендовавшим этим исполнителям не приезжать в Дагестан. Я не хочу, чтобы их песни слушали мои дети.
Уже давно очевидно, что вся российская эстрада переживает серьезнейший и затяжной кризис. Об этом говорят самые известные продюсеры на самых известных информационных порталах страны. Нынешние исполнители, десятками «фабрикуемые» в Москве из разного, лишенного всяческого дарования мусора, какие концерты они могут дать?
Основная часть их «творчества» связана с каким-либо рестораном или казино в Москве, где они и поют. И неважно, что их бездарные альбомы день и ночь (в буквальном смысле) крутят десятки радио-и телеканалов. Общероссийской эстрады давно уже нет.
Страна, средний возраст жителей которой давно перевалил за сорок лет, вынуждена слушать отвратительные песенки подросткового репертуара. Не удивительно, что в России все меньше поклонников у современного, так сказать, «певческого искусства».
Очевидно уже, что Дагестан давно выпал из российского «эстрадного поля». У нас своя эстрада. К тому же разделенная по национальным сегментам. Только немногое из исполняемого на российской сцене находит поклонников в Дагестане. Не знаю, как обстоят дела в других регионах страны, но предполагаю, что и там дела обстоят похожим образом.
Почему Россия «подсела» на шансон? Однажды я задалась этим вопросом — почему в нашей стране так популярен шансон? Но затем поняла — на современной российской эстраде альтернативы шансону для людей, переросших подростковые прыщи, попросту нет. Только в воровском романсе есть еще хоть что-то: не про «свободную любовь», но про дружбу, достоинство, страдания, сомнения, бизнес, надежду… Пусть все это и через специфическую призму «понятий».
Не скажу, что я хорошо знаю дагестанскую эстраду. И все же могу сказать уверенно: про дружбу, честь, долг, любовь к родным, к матери и отцу, к своей малой родине, своему дому, району и селу у нас поют в сотни раз чаще, чем на российской эстраде.
В целом наша эстрада более взвешенная, разносторонняя, больше рассчитана на среднее поколение, чем эстрада российская. Именно такая эстрада нужна сейчас всей России. К примеру, знаменитая песня «Доченька моя», которую несколько лет автор распевает на многих днях рождения по всему Дагестану, не имеет аналогов на российской эстраде. Из тысяч песен российских певцов, что я слышала за последние годы, не припомню ни одной, посвященной детям.
Не сомневаюсь, что дагестанская эстрада могла бы преуспеть в масштабах всей России. И если развивать проект, то очень многим нашим эстрадным певцам может быть гарантирована поистине мировая слава. Нужно только найти хорошую поддержку. Благо, влиятельных дагестанцев в Москве предостаточно.
В конце концов, республика могла бы оговорить поддержку в рамках культурных обменов с Москвой. Ведь договор с Москвой в нынешнем его виде далек от истинных интересов Дагестана. У нас немало талантливых певцов и певиц, найдутся и успешные предприниматели, которые смогут организовать этот бизнес. Нужна и поддержка органов государственной власти в лице министерства культуры.
С каждым днем все труднее говорить о влиянии российской эстрады хотя бы на молодежь, на которую она только и нацелена. В последние годы в Дагестане появилась масса молодых исполнителей, поющих на русском языке. Анализировать молодежную русскоязычную дагестанскую эстраду непросто. Репертуар — на понятном языке. Аудитория — подростки и студенты.
На мой взгляд, это — удивительная мешанина из традиционной дагестанской и западной энергетики. «Дагестанская русская» эстрада — очень энергична, напориста, даже в исполнении девушек. Преобладающие и самые популярные направления — рэп и RNB.
Еще никогда работы дагестанских молодых музыкантов не пользовались такой популярностью у своих сверстников, как сейчас. Чаще всего на слуху группы «Прямое попадание», «Пятый квадрат», исполнители Тимур Умаров («Прямой»), Надыр Гусейнов (Негд Пул), Ренат Каримов, Малыш, Султан-Ураган, Сабина Алиева. У молодежи большой популярностью пользовался дуэт, кажется распавшийся, Тимур Умаров-Марина Алиева.
Есть в «дагестанской русской» эстраде и лирика. В этой категории наиболее популярны тот же Тимур Темиров, Кристина, Амина Урсилова… Кажется, окончательно перебрался в Москву, но все еще очень популярен на родине Аслан Гусейнов.
Мне кажется, большие перспективы имели бы многие дагестанские исполнители, решись они петь не на национальных языках, а на русском. Как Тимур Темиров, как Кристина… Но таких пока очень мало, слишком мало для создания необходимой критической массы. Красивые лирические песни, городской романс, шансон — в этом нам не было бы равных.
Традиционная ментальность русских и дагестанцев отличается не столь уж и сильно. Но пока стабильно на русском языке в Дагестане поют лишь «ультра-молодежные» исполнители RNB, рэпа и рока. Сегодня дагестанская эстрада находится в одном шаге от настоящего прорыва на российскую сцену. Уже есть талантливые певцы, есть репертуар, есть поклонники… Вопрос лишь в одном — в наличии организаторских способностей; способностей к ведению этого сложного и необычного бизнеса.