Когда заслуженный работник культуры Кабардино-Балкарии Азнор Жамбекович Ульбашев выходит на сцену, его лицо всегда светится улыбкой. Стоит ему запеть — и песня уносится к вершинам гор. У вокалиста очень звонкий, легко узнаваемый тембр голоса, потому его невозможно с кем-то спутать.
За более чем полвека концертной деятельности Ульбашев обрел собственную исполнительскую манеру, накопил обширный репертуар, который всегда подбирал со вкусом, в строгом соответствии со своими возможностями. Его индивидуальность особенно ярко проявилась при исполнении народных и современных эстрадных балкарских и карачаевских песен, которые он поет свободно и вдохновенно. Своих слушателей, хорошо знающих и высоко ценящих его искусство, покоряет также тем, что всегда жизнерадостен, заражает оптимизмом и других.
— Это очень коммуникабельный, веселый, добрый человек, — характеризует Азнора бывшая участница художественной самодеятельности Черекского района, которой более уже четырех десятилетий руководит Ульбашев, ныне ведущая солистка Государственного музыкального театра КБР, заслуженная артистка РФ Галина Таукенова. — Думаю, что его творческая долговечность, а он и в свои семьдесят лет сумел сохранить голос, связана с душевной щедростью. Особенно удивительно то, что у Азнора тенор, а, как известно, голосовые связки обладателей тенора изнашиваются довольно быстро.
Ульбашев — это разноплановый талант, в репертуаре которого зажигательные, темповые, лирические и патриотические песни, фольклорные мелодии. Он умеет поддержать и другого народного певца, мастерски исполняя «эжиу», что, надо сказать, не так уж и просто. Мне нередко приходится выступать на очень ответственных концертах, на которые приглашают и народного певца Азнора Ульбашева. Всегда любуюсь его прекрасным голосом, постановкой которого, кстати, никто никогда не занимался, его умением держаться перед публикой просто и в то же время с достоинством.
Одаренному от природы красивым голосом, Азнору Ульбашеву так и не удалось получить музыкальное образование. И он пронес через всю жизнь дар простоты и естественности, искренности и умения душевно переживать каждое спетое слово.
К музыке Ульбашев приобщился еще подростком в Казахстане, в Талды-Курганской области, куда в 1944 году был депортирован. В колхозе имени Сталина оценили не только его музыкальные способности, но и организаторский дар. Молодого человека назначили директором Дома культуры.
При Азноре коллектив художественной самодеятельности колхоза неоднократно становился победителем республиканских конкурсов в столице Казахстана Алма-Ате. Когда пришло время балкарцам возвращаться в отчий край, из только что восстановленной Кабардино-Балкарской АССР в Среднюю Азию зачастили уполномоченные правительством республики специалисты, которые должны были заняться подбором одаренной молодежи для пополнения профессиональных творческих коллективов, и в первую очередь — для труппы Балкарского театра. Талант Азнора Ульбашева был столь многогранен, что его сразу пригласили и артистом в театр, и вокалистом, и руководителем одного из будущих ансамблей.
Несмотря на настойчивую просьбу администрации Балкарского театра остаться в Нальчике, новоиспеченный актер вернулся в родной Герпегеж. На сцене Балкарского театра ему удалось сыграть единственную роль в спектакле «Рассвет в горах» по пьесе Иссы Боташева, с которым театр объездил всю Кабардино-Балкарию.
После этого Азнор навсегда расстался с профессией драматического артиста и вернулся к художественной самодеятельности. Тогдашнему первому секретарю Советского райкома КПСС Жанакаиту Залиханову удалось уговорить Азнора возглавить районный Дом культуры. С первых же дней Ульбашев занялся поисками сельских талантов для агиткультбригады «Аркан». Через нее, кстати, прошли все ныне известные артисты из Советского (Черекского) района. Среди них — народная артистка РСФСР Людмила Кульбаева, заслуженная артистка РСФСР Галина Таукенова, заслуженный работник культуры КБР Арсен Жабраилов и другие.
Неоднократный победитель республиканских конкурсов, «Аркан» в 1966 году побывал в Москве, на Всесоюзном фестивале народного творчества и вернулся оттуда с множеством наград. Вообще же коллектив был создан для обслуживания полевых станов. Художественный руководитель «Аркана» с удовольствием вспоминает один эпизод, когда агитбригада выступала в Терском районе Кабардино-Балкарии. Азнор среди прочих исполнил песню на корейском языке, чем подкупил присутствовавших на концерте корейцев.
Работая худруком Дома культуры, Азнор Ульбашев весьма активно решал вопросы, связанные с организацией ансамбля «Къуанч», который вот уже четыре десятилетия радует любителей народной хореографии. С ним он побывал на гастролях в Румынии, Польше, Болгарии, Чехословакии.
С гордостью вспоминает деятель культуры и историю создания сельского народного хора в поселке Советский, который четверть века удерживал в республике первенство среди народных хоров. Иностранные туристы, почетные гости Кабардино-Балкарии нередко приобщались к нашей культуре через выступления хора, ансамбля «Къуанч», вообще художественной самодеятельности Советского (Черекского) района. Азнор Ульбашев умело справлялся со своим делом. Кстати сказать, по признанию иностранцев, их интересовала лишь самобытная народная культура.
Ну, а когда речь заходила об искусстве самого Ульбашева, то среди жителей республики невозможно было отыскать тех, кто был бы к нему равнодушен.
О вокальных данных певца хорошо отзываются все специалисты, а некоторые композиторы писали песни специально для него, к примеру, Мустафир Жеттеев и Хасан Карданов. Азнор Жамбекович и сам занимается сочинением песен, сатирических куплетов и комических сценок на злободневные темы, которые пользуются у публики неизменным успехом. Его манера исполнения отличается свежестью и обаянием, непринужденностью и подлинным артистизмом.