Носовые платки как элемент костюмa

Еще в Древнем Риме во II веке н.э. белые носовые платки использовались актерами в комедиях и сатирах. Зрители же махали ими в течение игр на трибунах. В средние века дамы дарили мужчинам свои платочки в знак благосклонности. Украшенные роскошной вышивкой, серебряными и золотыми нитями и бахромой, платки использовали при проведении церковных и коронационных церемоний. Но расцвет моды на носовые платки начинается во время Возрождения.

В тоже время Италия и Испания были образцами для всей Европы. То, во что были одеты жители Венеции и Мадрида, широко копировалось по всему миру, претерпевая, вообщем, кое-какие конструктивные изменения. Все в костюме зависело от кроя и формы. Тогда женщины уже носят корсеты, и к XV веку в моду входят каркасные юбки — вертюгали. Это влияло на пластику.

Скованные своими шикарными туалетами из золотых бархатов с отделкой позументом и драгоценными камнями, женщины почти потеряли способность двигаться. К тому же, с формированием мировых государств и королевских дворов возникает такое понятие, как этикет.

Существовала целая система знаков для того, чтобы выразить то или иное желание. Одним из элементов этой системы были носовые платочки. Это не просто дорогой аксессуар, это символ богатства. Все дело в том, что носовые платки изготовлялись из дорогостоящего и очень модного материала — линобатиста.

Рукодельницы Венеции открыли интересную особенность этого материала: если край платка разделить иголкой на маленькие клеточки, то он не рассыпается, а выглядит еще изысканнее. Так возникло игольное кружево. Со временем техника его усовершенствовалась и появились новые мотивы для вышивки. Постепенно вся Венеция влюбилась в эти кружевные платки, которые, несмотря на их широкое применение, стоили очень дорого.

История носовых платков очень тесно связана с историей вышивки и кружева. Поэтому, когда в XVII веке в моду вошло коклюшечное кружево, платки стали все чаще изготовлять из него. Это был больше простой и дешевый способ для его создания, притом изделия получались еще больше элегантные. К тому же этот аксессуар могла себе позволить только знать.

Платок долгое время остается важной деталью в женской одежде. Частные вкусы в конце XVII-XVIII веков диктовали формы платков. Они были овальные, круглые или продолговатые. Это закончилось лишь в 1685 году, когда король Людовик XIV постановил, что «длина платка должна быть равна ее ширине во всем королевстве». Маленький квадратный платок с того времени остается признанной формой.

В Америке мода на платки сохранялась аналогично тому, как в Европе. Любовь дам в колониях к квадратным кружевным платкам помимо этого сильна, как и у их кузин, живущих через Атлантику. Льняные, шелковые и кружевные платки для мужчин и женщин были в моде. У женщин-квакерш Пенсильвании белый платок рассматривался как абсолютно необходимый элемент для завершенности женского костюма.

Платки выполнены из тонкого линобатиста и украшены вышивкой по одной схеме: незаполненное центральное поле по краю обрамлено широкой каймой. Сочетание техники белой глади и ажу­ра дает много вариаций в разработке фактуры узора. Орнаментальные мотивы — сочетание геометрических и растительных форм. В каких-то угадывается влияние восточной орнаментики.

Изящество рисунка и виртуозное исполнение присущи всем образцам. В это время в Европе наблюдается реальный расцвет белошвейных работ.

Когда Наполеон пришел к власти, Жозефина установила моду на платки. Сплетники говорили, что в течение беседы с нежеланными придворными императрица держала у губ кружевной платок в знак своего неприятия. В Англии были популярны платки с цветной обработкой и уголками по краю.

Изначально эта мода пришла из готики. «Карманные носовые платки» молодые дамы завершали или узкой полосой кружева, или легкой цветной вышивкой. Французы считали ручную вышивку или кружевные оборки на платке важным элементом костюма любой не плохо одетой женщины. Реформа платья, случившаяся в Германии, выступала за то, чтобы любой предмет одежды изготовлялся из шерсти, более того носовые платки. Это один случай, когда платки были изготовлены из шерсти.

Носовые платки мужчин, как и другие элементы мужского костюма, стали больше простыми и незаметными. В тоже время как женщины носили платки с вышивкой и кружевом, мужчины установили свой порядок. Платки были большими, примерно 40 см, с простой обметкой по краю, а в углу в некоторых случаях вензель.

Белый лен практически постоянно был на хорошем счету, хоть модой допускалось малая доза цветов или цветных краев. В XX веке с переходом на готовую одежду сохранилось деление носовых платков на мужские и женские. Первые больше по размеру и менее изящны, чем вторые. Во второй половине XX столетия стали производиться одноразовые бумажные платки, что свело многовековую моду в небытие.