Вы находитесь здесь: Главная > Музыка > Power-metal

Power-metal

Пауэр-метал (power-metal) — одна из разновидностей металла, появившаяся во второй половине 80-х (термин происходит от англ. Power chord – «квинта») Одно время термин существовал по отношению к американским командам типа MANOWAR, ранней METALLICA, TESTAMENT, PANTERA. Это направление однако, не получило обширного развития и угасло со временем, а в наши дни под термином «пауэр-метал» обычно понимают созданное HELLOWEEN направление.
Родоначальником пауэра считается вышеупомянутый HELLOWEEN (Германия), выпустивший в 1987-1988 гг. двойной альбом «Keeper of the Seven Keys», ставший без сомнения краеугольным камнем в развитии жанра. В числе ветеранов следует назвать также RUNNING WILD, RAGE, GAMMA RAY, SCANNER, CHROMING ROSE, BLIND GUARDIAN и др. И с тех пор европейский пауэр широко распространился и стал популярным по всему континенту так же, насколько он был непопулярен в США. Пауэр-метал в том виде, в котором его создали Helloween, можно назвать достаточно оптимистичной и жизнеутверждающей музыкой (иногда данную тенденцию называют «happy metal» — «счастливый метал»), но многие команды имели более мрачный, эпический саунд (BLIND GUARDIAN, ).
Пауэр-метал стал логическим продолжением идей классик-хард-рока (DEEP PURPLE, URIAH HEEP, RAINBOW), глэма и хард-н-арта (SLADE, SWEET, QUEEN, RUSH) и, конечно, британского хэви-метал (JUDAS PRIEST, IRON MAIDEN и др.). Непосредственным предшественником стиля в середине 80-х стал спид-метал, с которым в начале своей карьеры экспериментировали родоначальники пауэра — немецкие HELLOWEEN, RAGE, а позже и их последователи BLIND GUARDIAN. Границы между этим подстилем и пауэр-металом достаточно размыты, иногда даже используется термин спид-пауэр-метал, многие группы, начав с хэви и спида, перешли впоследствии к пауэру (BLIND GUARDIAN, RAGE, GRAVE DIGGER, RUNNING WILD).
Развив тенденции, идущие от британского хэви, пауэр смодулировал не в сторону агрессии, брутальности и депрессивности трэша, а в сторону более светлой образности, героики, эпичности, даже «сказочности». Здесь получили распространение исторические, мифологические, мистико-религиозные, фэнтэзи-темы и сюжеты, прижился жанр «концептуального альбома», моно-рок-оперы (BLIND GUARDIAN, AVANTASIA).
Музыкальный язык пауэр-метала далеко отошел от блюза и рок-н-ролла. Характеризуется более высокой скоростью исполнения, чем «классический» хэви-метал, но также большей мелодичностью, чем спид-метал, базируется на мощном, эпическом звуке, обычно на высоких скоростях и легко запоминающимися мелодиях, высоким техническим мастерством и отточенной манерой интонирования (две ритм/соло-гитары), «частой» ритмической сеткой (постоянный поток шестнадцатых нот двух бочек и акцент малого барабана на каждую слабую долю).

Саунд при этом оказался несколько «приглаженным», смягченным, но и более разнообразным (широкое использование синтезаторов, «хорового» бэк-вокала, иногда даже «живых» акустических тембров). Не случайно Германия стала родиной пауэра, учитывая сильную связь пауэра с австронемецкой «классической» музыкальной школой.

На творчество германских пауэр-металлистов сильно повлияла музыка великих немецких композиторов, особенно «Оды к радости» Бетховена и вагнеровских лейтмотивов из «Кольца Нибелунгов», а также произведения Грига и Мусоргского. Склонность к псевдо-классическим аранжировкам произведений характерна для большинства пауэр-металлических групп. Также можно отметить и влияние камерно-вокальной лирики эпохи романтизма (Шуберт, Шуман). С другой стороны, ощущалось воздействие европейских национальных песенно-танцевальных традиций, что было обусловлено удобством исполнения «попевочных» оборотов на гитаре, особенностями ритмики пауэра, воспринимающейся в отдельных случаях как «плясовая». Однако песенная структура композиций остается неотъемлемой частью творчества пауэр-металлических команд, что сильно облегчает восприятие этого жанра и многие годы удерживает его в высшей лиге металлической сцены.
Основной вокал в пауэре, как правило, «чистый» и высокий (порой до пронзительности), поэтому вокальные партии исполняют довольно подготовленные певцы. Следуя традициям Брюса Дикинсона и Роба Халфорда, пауэр-вокалисты имеют тенденцию петь высокими голосами и часто даже фальцетом. Такие певцы, как Ханси Кюрш из BLIND GUARDIAN, часто при записи альбомов используют вокальное многоголосие, истоками восходящее к группе QUEEN.
Среди современного европейского пауэр-метала можно условно выделить так называемые школы пауэр-метала, значительно отличающиеся по звучанию, хотя зачастую происходит смешение стилей и техник. Обычно говорят о разделении на итальянскую, немецкую и финскую школы, основоположниками которых считают соответственно RHAPSODY, HELLOWEEN и STRATOVARIUS. На рубеже 80-х — 90-х основатели направления и короли жанра HELLOWEEN, увы, заметно коммерциализировались и выпустили ряд малоудачных работ. Возрождению пауэра в середине 90-х — так называемой второй волне, способствовали три события — выход очень сильного альбома GAMMA RAY «Land of the Free» (95), возврат HELLOWEEN к пауэрной стилистике — «Master of the Rings» (94) и усиление состава финской STRATOVARIUS за счет прихода вокалиста Тимо Котипелто (95). В то же время не прекращалась удачная в целом работа таких групп, как RUNNING WILD, RAGE, BLIND GUARDIAN, реанимировался SCANNER, позже появились PRIMAL FEAR, IRON SAVIOR, METALIUM, EDJUY (выпустивший знаменитую метал-оперу «Avantasia», в записи которой приняла участие элита пауэр-металлической тусовки).
Вливание свежей крови произошло также со стороны традиционно «неметаллических» держав, привнесших в стиль большее разнообразие, национальную специфику — наиболее яркие примеры современного «негерманского» пауэра дают нам итальянские LABYRINTH, EDJUY, SKYLARK, шведские HAMMERFALL, NOCTURNAL RITES, SINERGY, американо-норвежские KAMELOT, финские SONATA ARCTICA, NIGHTWISH (отличающуюся использованием женского оперного вокала), бразильская ANGRA . В творчестве некоторых групп наметился также отход от двухгитарной модели в сторону более привычной для хард-рока гитарно-клавишной. Отдельное слово об Англии.

Как и в случае с трэшем, родине металла не удалось выставить достойных конкурентов континентальным европейцам. Лишь в 1999 году образовалась группа DRAGONFORCE, нарезавшая ультраскоростной пауэр-метал. Впрочем, англичанами их можно назвать с большой натяжкой, так как только барабанщик является подданным Ее Величества, а остальные — южноафриканец, канадец, русский, выходец из Гонконга. Впрочем, это не помешало критикам обильно расточать команде похвалы и даже объявить их родоначальниками нового стиля — экстремальный пауэр-метал.
Основные подстили пауэр-металла:
Прогрессив-пауэр: испытал на себе влияние прогрессив-металл групп как QUEENSRYCHE, DREAM THEATER, характеризуется более сложной структурой музыки и текстов, чем обычный пауэр.
Основные представители: ANGRA, KAMELOT
Симфо-пауэр: характеризуется широким использованием инструментов более характерных для классической музыки, или широким использованием клавишных, которые имитируют эти инструменты
Основные представители: NIGHTWISH, EDGUY, RHAPSODY.
Трэш-пауэр: испытал влияние трэша, сохраняется мелодика пауэра, но добавляется более агрессивный риффинг и более грубый вокал
Основные представители: ICED EARTH
Некоторые специалисты вводят более узкие понятия: фолк-пауэр (ELVENKING), готик-пауэр (SERAPHIM)

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Метки: , , , , ,

Комментарии закрыты.